Язык и этикет общения с инвалидами

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Сами понятия «инвалид», «инвалидный», «инвалидность» наводят на мысль об отклонении от нормы, в качестве которой выступает здоровье. Обычно говорят: «инвалиды и здоровые». На самом деле инвалидность — не всегда следствие заболевания, поэтому правильнее было бы противопоставлять инвалидов и не инвалидов.

Нондискриминационный язык

Проверьте себя – не используете ли вы стереотипы и обобщения, не вызывает ли ваше описание жалость и не усиливает ли впечатление болезненности?
Если вы говорите или пишите о людях с физическими недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того чтобы сказать «жертва какой-то аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…».
Никогда не применяйте слова «неполноценный», «калека», «больной», «эпилептик», «полиомиелитик», «дэцэпэшник», «даун», другие ярлыки и жаргонизмы.

Правила корректного языка

Используйте Избегайте
Инвалид; человек имеющий инвалидность; люди имеющие инвалидность; инвалиды; человек с особенностями психофизического развития Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда)
Врожденная инвалидность Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (или другое) Жертва ДЦП
Люди(человек), имеющие умственную отсталость

Ребенок с задержкой в развитии

Человек с задержкой в развитии

Человек с синдромом Дауна

Человек с эпилепсией

Люди, поверженные припадкам

Отсталый, умственно неполноценный, «тормоз» (никогда), слабоумный, умственно отсталые люди

Даун, монголоид (никогда)

Эпилептик, припадочный

Слепой человек

Плохо видящий человек

Человек, который плохо слышит

Глухой человек

Слепой, как крот (никогда), глухонемой, глухой как пень
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи Немой;

Общение с человеком в инвалидной коляске

При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку.
Если в разговоре принимают участие несколько собеседников, обращайтесь лично к человеку в инвалидной коляске, чтобы не исключить его из общения. Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь. Человек в инвалидной коляске подскажет вам, что и как нужно сделать. Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать. Наклонитесь или присядьте, расположитесь рядом на стуле, чтобы оказаться рядом на одном уровне с инвалидной коляской.

Основные правила этикета: люди с плохим зрением

Предложите свою руку. Не направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите.
Не обижайтесь если вашу помощь отклонили. Если вы читаете для человека, который плохо видит или не видит, сначала расскажите о том, что вы собираетесь читать. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом попросят.  Всегда называйте себя по имени.

Основы этикета: люди с задержкой в развитии        .

Используйте доступный язык, выражайтесь точно по делу. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Обращайтесь непосредственно к человеку. Люди, испытывающие затруднения в речи. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их – в наших интересах. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой бесед е все ваше внимании. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени.

подготовила педагог социальный Крук О.И.
с использованием материалов Детского фонда ООН ЮНИСЕФ

Добавить комментарий