Половое воспитание ребёнка с особенностями психофизического развития

Половое воспитание ребёнка осуществляется в процессе его половой социализации. Половая социализация – это процесс, включающий усвоение социального опыта ребёнком, касающегося особенностями развития женского и мужского организма, а также особенностями поведения, связанными с периодами полового созревания.

Половая социализация включает три компонента:

  • развитие представлений о себе как о мальчике или девочке;
  • возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций;
  • формы поведения, соответствующие полу.

Половая социализация начинается с момента рождения, когда родители начинают обучать ребёнка тому, что значит быть мальчиком или девочкой. Затрагивая тему полового воспитания ребёнка с особенностями необходимо учитывать то, что развитие, в том числе сексуальное ребёнка с особенностями не отличается от развития обычных детей. У человека с особенностями половое созревание наступает в таком же возрасте как у здоровых людей и сопровождается теми же признаками, а именно, интересом к лицам противоположного пола, потребностью в любви и нежности, проявлением сексуальности.

Однако даже совершеннолетние люди с ограниченными возможностями здоровья часто становятся жертвами сексуального насилия из-за низкой самостоятельности и не сформированности полового и сексуального поведения. Эффективной защитой и рациональным способом предупреждения насилия является половое и сексуальное воспитание, которое даёт возможность людям с ограничениями полноценно жить и строить правильные взаимоотношения.

Основными задачами полового просвещения людей с интеллектуальными и физическими ограничениями являются:

  • развитие чувства собственной значимости;
  • обучение умению доверять собственным чувствам и не игнорировать их;
  • формирование опыта действия в кризисных ситуациях;
  • создание возможностей для сексуального самоопределения.

Одним из направлений полового воспитания является обучение приёмам защиты от возможного сексуального вторжения в личную жизнь человека с ограничениями.

Часто родители, педагоги, сотрудники заведений для людей с ограничениями переживают сексуально – этическую и педагогическую делемму, связанную с вопросами сексуальности. Воздерживаются от любого выражения собственного мнения или вмешательства, не реагируют на проблему, или попросту ограничивают человека от общества. Такая реакция создаёт предпосылку для «сексуальной эксплуатации» людей (детей) с ограничениями со стороны сотрудников, родственников или соседей.

Основные правила полового поведения, которым необходимо обучать ребёнка с особенностями:

  1. Моё тело – мой храм, я люблю его и ухаживаю за ним. Тело принадлежит мне, я горжусь им, оно достойно того, чтобы я любил его и защищал.
  2. Мои чувства – я знаю и понимаю свои чувства, я знаю, как они называются и доверяю им. Речь идёт о развитии чувствительности к опасным ситуациям.
  3. Прикосновения – существуют различные прикосновения. Я сам решаю кто, где и когда может прикасаться ко мне. Речь идёт о способности знать и распознавать, какие прикосновения, к каким частям тела, а также, чьи прикосновения приятны или неприятны, приемлемы либо нет.
  4. Я имею право говорить – «НЕТ!». Необходимо научить ребёнка говорить «нет» осознанно и обучить стратегиям защиты. Как можно защищаться? Что позволительно делать воспитателям, персоналу, родителям, родственникам и знакомым по отношению ко мне? Что непозволительно?
  5. Секреты – есть плохие и хорошие секреты. Как их различать?
  6. Помощь – я имею право и могу обратиться за помощью, к тому, кому могу доверять, и с кем можно поговорить о проблемах.

Подросток с особенностями не умеет контролировать свои чувства и ощущения, поэтому родителям необходимо объяснять ему, в соответствии с его уровнем понимания и развития, что можно делать в отношении своего тела а что нельзя. Также необходимо учить правилам поведения по отношению к лицам противоположного пола во избежание опасности уголовной ответственности за сексуальные преступления. Влечение к мастурбации в подростковом возрасте является естественным и трактуется как познание собственного тела и его возможностей. Однако, родителям необходимо объяснить все плюсы и минусы мастурбации и предложить альтернативу в виде приемлемых и полезных занятий. При чрезмерном выражении сексуальности в подростковом возрасте подростку можно предложить доступные для него виды спорта, творчество, любимые игры и занятия. Перед сном стоит поговорить с подростком о чём-то значимом, планах на жизнь или просто узнать, как прошёл его день. Такое отхождение ко сну запомниться ребёнку положительными эмоциями и чувством любви со стороны родителей, что позволит ребёнку не думать о самоудовлетворении а мыслить о своих возможностях, мечтах и планах на жизнь.

Составила: педагог социальный Карачун Наталья Сергеевна

 

Добавить комментарий