Подготовила учитель-дефектолог Н.Н.Маркечко
Трудности в социальном взаимодействии — это диагностический критерий расстройств аутистического спектра. То есть, если у ребенка есть аутизм, то его социальное поведение неизбежно страдает.
Для того, чтобы максимально нормализовать жизнь ребенка с расстройствами аутистического спектра, необходимо сфокусировать свои усилия на развитие функционального социального поведения.
Что такое социальное поведение?
Социальное поведение очень сложный процесс и по своей сути представляет собой совокупность действий, направленных на взаимодействие с другими людьми для удовлетворения своих физических и социальных потребностей, выражения чувств, разделения эмоций, обмен информацией и опытом. Социальное поведение включает в себя коммуникативные навыки, способность понимать социальные сигналы и соответствовать социальным ожиданиям.
В норме дети осваивают социально-приемлемое поведения посредством подражания, социального научения (наблюдая за действиями другого и оценивая результат его поведения). Дети с расстройствами аутистического спектра сложно осваивают образцы социального поведения. Механизмы социального научения нарушены. Все шаблоны социального взаимодействия, будь то навыки приветствия-прощания, навыки просьбы и сотрудничества, обмена и выполнения инструкции формируются в течение длительного времени, с помощью взрослого. Также имеют место те или иные проявления нежелательного поведения: крик, аутоагрессия, стереотипии, бросание предметов. Поведенческие особенности у детей с расстройствами аутистического спектра не существуют сами по себе. Зачастую дети очень чувствительны и могут реагировать на определенные внешние стимулы (яркий свет, громкий звук, прикосновение, большое скопление людей).
У детей с расстройствами аутистического спектра социальные трудности часто выражаются в неумении инициировать контакт с другими людьми, поддерживать и развивать отношения, ожидаемо реагировать на обращения, понимать и интересоваться чувствами окружающих, адекватно выражать свои эмоции и желания.
Из-за дефицита этих навыков, дети с аутизмом зачастую ведут себя непонятно для других и не могут построить дружеские отношения или стать частью какого-либо социального круга. Ситуацию сильно усугубляют трудности с разговорной речью, которые испытывают дети с аутизмом.
Таким образом, перед взрослыми в естественных жизненных ситуациях возникают две основные задачи:
- Формирование социально-приемлемого поведения
- Работа с нежелательным поведением