Патронатное сопровождение

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

 Деятельность группы патронатного сопровождения отражается в следующей документации:

  1. Нормативная база по патронату лиц с особенностями психофизического развития (Постановление Министерства Образования Республики Беларусь 19.07.2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»).
  2. Наличие приказа руководителя учреждения образования об организации патронатного сопровождения, назначении ответственного за осуществление патроната выпускников.
  3. Документация по патронатному сопровождению:
  • паспорт патронатного сопровождения;
  • психолого-педагогическая характеристика на выпускника;
  • профиль овладения социально-бытовыми навыками;
  • профиль овладения продуктивной и элементарной трудовой деятельностью;
  • письменные запросы, обращения и иная информация о выпускниках;
  • справки-подтверждения трудоустройства выпускников;
  1. Осуществление личностно-ориентированного подхода к определению содержания работы по патронату.
  2. Профилактика семейного неблагополучия, асоциального поведения, правонарушений выпускников.
  3. Организация работы по налаживанию взаимодействия со всеми заинтересованными государственными и общественными организациями (ЦКРОиР, СПЦ, учреждения здравоохранения, ТЦСОН и др.).
  4. Анализ эффективности работы учреждения образования по патронату (2 раза в год на педсовете).

Приказ об организации патронатного сопровождения готовится, как правило, на начало учебного года. В приказе определяется состав группы педагогических работников, на которых возлагаются функции по осуществлению патроната, назначается ответственный за ведение документации по патронату.

Паспорт патронатного сопровождения оформляется на каждого выпускника и хранится в учреждении образования в течение пяти лет после завершения патроната. Информация о выпускнике заносится в паспорт патронатного сопровождения не реже одного раза в полугодие. На каждом из этапов целесообразно отражать конкретную проделанную работу с выпускниками, с их семьями, с педагогическим коллективом учреждений, трудовым коллективом и др. При заполнении паспорта необходимо давать объективную полную информацию по всем графам паспорта.
К паспорту патронатного сопровождения прилагаются все письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускнике.

Аналитический отчет – это анализ работы учреждения образования по патронату, включающий диаграммы, графики и таблицы, сопровождающиеся развернутыми аналитическими справками с указанием трудностей, возникающих при организации патроната, эффективности различных форм работы и выводами о его успешности или не успешности. Аналитический отчет может включать рекомендации по совершенствованию деятельности группы патронатного сопровождения.

Состав группы патронатного сопровождения
В состав группы специалистов, осуществляющих патронат, как правило, включается не менее пяти человек, в числе которых:

  • руководитель учреждения образования или его заместители;
  • педагог социальный;
  • педагог-психолог;
  • учитель-дефектолог;
  • иные педагогические работники (классный руководитель, учитель дефектолог, воспитатель и др.).

Руководитель учреждения образования (заместители) решает организационные вопросы (готовит приказ по организации патроната, определяет субъекты патроната и их функции), координирует деятельность группы патронатного сопровождения, создает условия, необходимые для успешной работы по патронату, осуществляет общий контроль.

Педагог социальный изучает взаимоотношения в семье, социальное окружение выпускника как по месту жительства, так и при предполагаемом трудоустройстве; обеспечивает взаимодействие специалистов отделов образования, управлений по труду, занятости и социальной защите, медицинских работников территориальных учреждений здравоохранения, родителей по вопросам жизнеустройства выпускников, обеспечивает преемственность форм и методов обучения и коррекционно-педагогической работы по налаживанию взаимодействия между учреждениями образования на уровнях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Педагог-психолог изучает способности, возможности выпускников, их склонности к профессиональной деятельности, проводит профессиональную диагностику, по результатам которой совместно с представителями учреждений здравоохранения осуществляется консультирование выпускников и родителей по вопросам выбора профессии: изучает личностные особенности, взаимоотношения в классном коллективе; выявляет индивидуальные факторы, способствующие успешной социализации, либо затрудняющие этот процесс; проводит занятия по формированию саморегуляциии и управлению эмоциями, адаптации в новом коллективе; участвует в реализации индивидуальных программ патронатного сопровождения.

Педагоги проводят внеклассные мероприятия, формирующие устойчивую мотивацию и интерес к труду, знакомящие с профессиями, участвуют в проведении дней открытых дверей, выставок, организованных учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, включают выпускников в общественно-полезный труд, кружковую работу, организуют экскурсии на предприятия, в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, участвуют в сборе материалов о жизнеустройстве выпускников.

Учитель-дефектолог консультирует педагогический коллектив, законных представителей по вопросам обучения и воспитания, особенностей психофизического и личностного развития выпускников, организует в случае необходимости взаимодействие учреждения образования с ЦКРОиР.

Содержание работы по патронату

Анализ работы учреждений по осуществлению патроната позволяет выделить три этапа в работе по организации и проведению патронатного сопровождения: подготовительный, основной, заключительный (оценочный).
Подготовительный этап охватывает период обучения в выпускном классе.
В современных условиях значительно возрастают требования к подготовке выпускников с ОПФР к самостоятельной жизни и участию в социально-экономической жизни страны. В контексте современных образовательных тенденций специального образования одним из основных направлений является формирование жизненной компетенции выпускников, обеспечивающей возможность ведения независимого образа жизни, построения правильных взаимоотношений с окружающими, адекватной адаптации к условиям социальной среды.
На этом этапе специалистами социально-психологической службы учреждения совместно с педагогическими уточняется место жительства выпускников; предполагаемое место жизнеустройства; социальное окружение; личностный потенциал выпускника.
На основе полученных данных определяется прогноз социально-профессиональной адаптации выпускников: благоприятный, умеренно благоприятный, наименее благоприятный, а также вырабатываются основные направления и рекомендации по работе с выпускником.
Работа педагогического коллектива в этот период направлена на конкретизацию и уточнение жизненных планов, формирование готовности к самообеспечению на основе труда, расширение продуктивных социальных контактов. В этот период необходимо обеспечить своевременное направление выпускников на профессиональное консультирование в учреждения здравоохранения для определения показаний к профессиональному обучению и профессиональной подготовке с учетом последующего трудоустройства. Итогом работы является определение объема необходимой помощи после окончания обучения, содержание которой зависит от прогноза социальной адаптации выпускника, и которая может быть стимулирующей, направляющей и поддерживающей.

Стимулирующая помощь оказывается выпускникам с благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации, а также выпускникам, продолжившим обучение в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. По мере необходимости оказывается консультативная помощь выпускникам и их законным представителям по вопросам трудоустройства. Данный вид помощи предполагает такие формы работы как разработка буклетов, памяток с информацией о льготах и гарантиях выпускникам, возможных видах помощи и возможностях ее получения, переписка, телефонные звонки, личные встречи.

Направляющая помощь предусматривается для выпускников с умеренно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Выпускнику оказывается по необходимости социально-педагогическая, психолого-педагогическая, социально-психологическая, социально-правовая и иные виды помощи. Специалистами группы патронатного сопровождения оказывается практическая помощь и поддержка при жизнеустройстве выпускника (сопровождение выпускника при устройстве на работу, помощь в организации быта и пр.); налаживаются контакты с социальным окружением выпускника, проводится профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения.

Поддерживающая помощь ориентирована на выпускников с наименее благоприятным прогнозом социальной адаптации. Для выпускника разрабатывается индивидуальная программа оказания психокоррекционной, реабилитационной, консультативной и иных видов помощи, проводится профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений, создаются условия, необходимые для успешного осуществления программы по социализации выпускника. Осуществляется взаимодействие с социально-педагогическими учреждениями, организациями здравоохранения, территориальными центрами социального обслуживания населения и другими организациями по вопросам социальной защиты выпускника.

Основной этап (собственно патронат) охватывает период от жизнеустройства до подведения итогов работы по патронату. Промежуточные итоги (за шесть месяцев) заносятся в паспорт патронатного сопровождения и могут обсуждаться на совещаниях при директоре. В процессе патронатного сопровождения выпускников с ОПФР взаимодействуют специалисты разных структур: управлений образования местных исполнительных и распорядительных органов, государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, общеобразовательных и специальных учреждений образования, учреждений внешкольного обучения и воспитания, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, организаций здравоохранения, территориальных центров социального обслуживания населения и других организаций по вопросам социальной защиты выпускников.
При поступлении в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования устанавливается взаимодействие со специалистами социально-педагогической и психолого-педагогической служб с целью оказания своевременной консультативной, разъяснительной помощи, помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, а также для сбора статистических материалов о жизнеустройстве и др.
Непременным условием успешной деятельности по патронатному сопровождению должна стать активная работа по включению в процесс патроната законных представителей выпускников с ОПФР. Законные представители должны принимать активное участие в обсуждении программы патронатного сопровождения и посильное участие в профориентационной работе, в формировании первичных трудовых умений и навыков в условиях семьи.
Оценочный этап завершает работу учреждения образования по патронатному сопровождению выпускников на протяжении двух лет. На этом этапе подводятся итоги работы по патронату в целом и отдельно по каждому выпускнику, результаты (успешность/не успешность) социализации заносятся в паспорт патронатного сопровождения. Готовится аналитический отчет по результатам работы учреждения и группы патронатного сопровождения. Итоги патронатного сопровождения заслушиваются на педагогическом совете учреждения, где и принимается решение об утверждении результатов.

Критериями успешности (не успешности) социализации выпускников являются: получение профессионального образования, наличие места работы, обеспечивающей возможность материального достатка и профессионального роста, умение самостоятельно организовать свой быт, досуг, вступать в социальные взаимоотношения с другими людьми (создание и сохранение семьи, наличие друзей).
Переход к самостоятельной жизни — важный момент для каждого человека. Современное общество требует от выпускников с ОПФР достаточной компетентности в умении решать жизненные проблемы, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, уметь обеспечить достойный уровень жизни. Учреждениям образования в процессе подготовки выпускника к самостоятельной жизни необходимо реализовывать социально-ориентированный подход, который рассматривает каждого выпускника как полноценного члена общества, обеспечивает формирование у него адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе, выработку необходимых навыков уверенного поведения, активную жизненную позицию, способности отстаивать свои права и интересы в социуме.

Добавить комментарий