Подготовил воспитатель дошкольной группы
Козорез Светлана Владимировна
- Упражнение с использованием бумаги и ваты (учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую тонкую бумагу; делить вату на маленькие кусочки, наматывать вату на палочку).
- Упражнения с открывающимися коробками и баночками (учить детей открывать и закрывать коробки, раскладывать предметы разные по форме по коробочкам, баночкам и мисочкам, перекладыванию предметов из емкости в емкость).
- Складывание двух местной матрешки (учить детей открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы).
- Упражнения с использованием пирамид, бус, колец (учить детей нанизывать кольца на стержень и снимать их, нанизывать предметы на веревочку, колечки себе на руку).
- Упражнения с формами, вставляющимися друг в друга (большие, меньше, еще меньше и т.д.). Формы могут быть различными: цилиндры, прямоугольные или квадратные коробочки.
- Упражнения с кубиками (учить детей вынимать кубики из коробки и укладывать в коробку, строить из кубиков поезд или башню, складывать из кубиков картинку).
- Упражнения с цепочками (учить собирать цепи, присоединяя одно звено к другому, и разъединять их).
- Упражнения с мячиками и шариками (правильное захватывание и удерживание мяча, манипулирование с мячами, скатывание шарика со стола, сбивание шариком предметов , сжимание и разжимание мягких мячей).
- Упражнение с пластмассовым винтом (накручивание пластмассового винта на палочку с резьбой, откручивание и закручивание крышек на бутылочки и баночки).
- Помещение вкладышей разной формы в соответствующие отверстия.
- Работа с мозаикой (мозаика разных размеров).
- Упражнения со звучащими игрушками.
- Упражнения для работы большого, среднего и указательного пальцев:
— учить брать палочку, мелок, ручку большим, указательным и средним пальцами и удерживать
— тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки (паучок, лягушка), заставляя ее передвигаться
— такие же движения пальцами с пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик
- Упражнения с тесьмой и шнуром:
— наматывание на катушку
— вышивание узора (ребенок продевает шнурок в дырочки на панно сначала хаотично, затем так, чтобы получился рисунок)
— притягивание к себе предмета по скользящей тесьме.
- Упражнения с водой:
— вылавливание сачком игрушек из воды
— вылавливание черпаком или большой ложкой шариков из воды.
- Упражнения с палочкой:
— с помощью палочки придвигать к себе различные предметы
— палочкой выталкивать игрушки из трубки.
- Упражнения с глиной и тестом.
- Упражнения в складывании палочек, в обводке и штриховке контуров:
— складывание из палочек заборчиков, геометрических фигур и др. фигурок
— втыкать палочки вертикально (ежик)
— обводка трафаретов, штриховка (если ребенку трудно делать обводку карандашом, дети могут обводить контур трафарета разными пальцами, штриховать также пальцем)
- Игры с конструкторами.
- Упражнения с липучками:
— игра «Тир» (дети бросают прилепляющиеся кружочки на поле, затем пытаются их собрать).
- Упражнения по формированию навыков самообслуживания:
— застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек
— используя ленты и веревки, учить детей завязывать узлы и банты
— использование картонного или пластмассового трафарета с отверстиями:
а) протянуть шнурок через все отверстия,
б) протянуть шнурок, пропуская отверстие,
в) зашнуровать ботинок.
- Упражнения с заводными игрушками, с юлой, с волчком.
- Пальчиковый театр (перчатка, фигурки ).
- Узнавание предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).
Уважаемые педагоги, при обучении различным движениям рук и действиям с предметами помните помните правила работы с детьми тяжелыми множественными нарушениями:
— не спешите, спокойно и в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется:
— предложите ребенку выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Нужно учитывать и то, что для детей с ограниченными возможностями характерна повышенная утомляемость, они быстро становятся вялыми и раздражительными, с трудом сосредотачиваются на занятии, при неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Занятия по развитию мелкой моторики проводите в основном индивидуально или же малыми подгруппами (два ребенка).
Литература:
1.Большакова Е.С. Формирование мелкой моторики рук:
Игры и упражнения – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.- (Логопед в ДОУ) 2. Борисенко М.Г., Лунина Н.А. Наши пальчики играют. – СПб.; «Паритет», 2002.