Рекомендации для педагогов «Упражнения для рук с различными предметами на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями»

                                               Подготовил воспитатель дошкольной группы

                                  Козорез Светлана Владимировна

  1. Упражнение с использованием бумаги и ваты (учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую тонкую бумагу; делить вату на маленькие кусочки, наматывать вату на палочку).
  2. Упражнения с открывающимися коробками и баночками (учить детей открывать и закрывать коробки, раскладывать предметы разные по форме по коробочкам, баночкам и мисочкам, перекладыванию предметов из емкости в емкость).
  3. Складывание двух местной матрешки (учить детей открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы).
  4. Упражнения с использованием пирамид, бус, колец (учить детей нанизывать кольца на стержень и снимать их, нанизывать предметы на веревочку, колечки себе на руку).
  5. Упражнения с формами, вставляющимися друг в друга (большие, меньше, еще меньше и т.д.). Формы могут быть различными: цилиндры, прямоугольные или квадратные коробочки.
  6. Упражнения с кубиками (учить детей вынимать кубики из коробки и укладывать в коробку, строить из кубиков поезд или башню, складывать из кубиков картинку).
  7. Упражнения с цепочками (учить собирать цепи, присоединяя одно звено к другому, и разъединять их).
  8. Упражнения с мячиками и шариками (правильное захватывание и удерживание мяча, манипулирование с мячами, скатывание шарика со стола, сбивание шариком предметов , сжимание и разжимание мягких мячей).
  9. Упражнение с пластмассовым винтом (накручивание пластмассового винта на палочку с резьбой, откручивание и закручивание крышек на бутылочки и баночки).
  10. Помещение вкладышей разной формы в соответствующие отверстия.
  11. Работа с мозаикой (мозаика разных размеров).
  12. Упражнения со звучащими игрушками.
  13.    Упражнения для работы большого, среднего и указательного пальцев:

— учить брать палочку, мелок, ручку большим, указательным и средним пальцами и удерживать

— тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки (паучок, лягушка), заставляя ее передвигаться

— такие же движения пальцами с пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик

  1.    Упражнения с тесьмой и шнуром:

— наматывание на катушку

— вышивание узора (ребенок продевает шнурок в дырочки на панно сначала хаотично, затем так, чтобы получился рисунок)

— притягивание к себе предмета по скользящей тесьме.

  1.    Упражнения с водой:

— вылавливание сачком игрушек из воды

— вылавливание черпаком или большой ложкой шариков из воды.

  1.   Упражнения с палочкой:

— с помощью палочки придвигать к себе различные предметы

— палочкой выталкивать игрушки из трубки.

  1.   Упражнения с глиной и тестом.
  2.   Упражнения в складывании палочек, в обводке и штриховке контуров:

— складывание из палочек заборчиков, геометрических фигур и др. фигурок

— втыкать палочки вертикально (ежик)

— обводка трафаретов, штриховка (если ребенку трудно делать обводку карандашом, дети могут обводить контур трафарета разными пальцами, штриховать также пальцем)

  1.    Игры с конструкторами.
  2.     Упражнения с липучками:

— игра «Тир» (дети бросают прилепляющиеся кружочки на поле, затем пытаются их собрать).

  1.   Упражнения по формированию навыков самообслуживания:

— застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек

— используя ленты и веревки, учить детей завязывать узлы и банты

— использование картонного или пластмассового трафарета с отверстиями:

а) протянуть шнурок через все отверстия,

б) протянуть шнурок, пропуская отверстие,

в) зашнуровать ботинок.

  1. Упражнения с заводными игрушками, с юлой, с волчком.
  2. Пальчиковый театр (перчатка, фигурки ).
  3. Узнавание предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

Уважаемые педагоги, при обучении различным движениям рук и действиям с предметами помните помните правила работы с детьми тяжелыми множественными нарушениями:

— не спешите, спокойно и в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется:

— предложите ребенку выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Нужно учитывать и то, что для детей с ограниченными возможностями характерна повышенная утомляемость, они быстро становятся вялыми и раздражительными, с трудом сосредотачиваются на занятии, при неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Занятия по развитию мелкой моторики проводите в основном индивидуально или же малыми подгруппами (два ребенка).

Литература:

1.Большакова Е.С.  Формирование мелкой   моторики рук:

Игры и упражнения   – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.- (Логопед в ДОУ) 2. Борисенко М.Г., Лунина Н.А. Наши пальчики играют. – СПб.; «Паритет», 2002.

Добавить комментарий