Ранняя комплексная помощь

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Дорогие мамы и папы!

 Мы поздравляем вас с рождением малыша! Может быть, вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого, пока беспомощного, человечка. А может, вы чувствуете себя в этой роли вполне уверенно и комфортно, и проблем воспитания и развития малыша для вас не существует. В любом случае, наши советы пригодятся вам.

На этих нескольких страницах мы поместили информацию о том, как растет и развивается ребенок в возрасте до 3 лет и как решать разнообразные проблемы, которые встречаются на пути родителей, стремящихся вырастить здорового, умного, жизнерадостного и счастливого ребенка.

Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам объем мозга удваивается, а к полутора годам — утраивается. Ничего подобного в последу­ющей жизни ребенка уже не повторится. Однако это не значит, что уже в год малышу хорошо бы научиться складывать слоги или, например, различать Чайковского и Шу­берта. Задачи развития в первые годы жизни, принципиально иные и совершенно осо­бенные, и от их выполнения зависит дальнейшее становление личности и интеллекта ребенка.

На первом году каждый месяц жизни обладает собственной самоценностью, предпо­лагает чрезвычайно важные условия для физического и психического развития мла­денца, ибо без этого ему будет трудно идти дальше, осваивать новые умения и навыки. В течение первого года жизни важен каждый месяц в развитии малыша, в каждом из них можно проверить, правильно ли формируются тело и психика малыша, овладел ли он необходимыми навыками и умениями. На втором году жизни можно выделить четыре микропериода: от 12 месяцев до 1 года 3 месяцев, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев, от 1 года 9 месяцев до 2 лет. На третьем году жизни таких микропериодов два: 2 года-2 года 6 месяцев, 2 года 7 меся­цев -3 года.

Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые достаточно четко соотносятся с его возрастом и могут быть оценены вами, родителями, даже безучастия специалиста. Проверяя, преуспел ли ваш малыш в своем развитии, все ли освоил, будьте внимательны и терпеливы. Ведь зна­ния и умения не приходят вдруг, они подготавливаются как бы исподволь, вызревая медленно и только с вашим участием.

Если все в порядке, можно двигаться дальше, не забывая «повторять пройденное». Если есть трудности, не торопитесь к новым высотам, постарайтесь восполнить пробелы: всего 7-10 дней, ― и вы увидите результаты. Вашему малышу предстоит немало покряхтеть и основательно потрудиться, прежде чем он сделает новый шажок в освоении окружающего мира. Но он не один, вы всегда поддержите и поможете ему.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 

10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Вздрагивает и мигает при резком звуке.

 18-20 дней. Удерживаете поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Затормаживается при сильном звуке.

 1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Длительно сосредоточивается, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца. Длительно зрительно сосредоточивается — смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительно зрительно сосредоточивается на другом ребенке. Лежа на животе, подни­мает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца. Зрительно сосредоточивается в вертикальном положении (на лице говоря­щего с ним взрослого, игрушке). Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоцио­нальное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и вы­соко подняв голову. При поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

4 месяца. Узнает мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источ­ника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Во время бодрствования часто и легко проявляет «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Развитие движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.

 5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи. Четко берет игру­шку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв кор­пус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев. По-разному реагирует на свое и чужое имена, свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

7 месяцев. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и т. д. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос «где?» ищет и находит взгля­дом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьет из чашки.

8 месяцев. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.). Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает и опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), напри­мер, «ладушки», «дай ручку» и др. Громко, четко и повторно произносит различные ело! и Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев. «Совершает» плясовые движения под плясовую мелодию. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит, нажимает и др.). Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местонахождения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

10 месяцев. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. По ини­циативе взрослого выполняет игровые действия и движения («до го ню-до гоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.). Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

11 месяцев. Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные игрушками (водит куклу, кормит собачку и др.). Проявляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», первые глаголы: «дай». Умения и навыки закрепляются.

12 месяцев. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика не только по образцу, но и по слову взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого. Самосто­ятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, зайку и др.). Ходит самостоятельно без опоры. Понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдель­ные поручения: «найди», «принеси», «отдай мне», «положи на место» и др. Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Понимает некоторые слова в речи взрослых, имеющие обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее дей­ствия с игрушками. Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ 

1 год 3 месяца. Запас понимаемых слову малыша быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (различает большой и маленький) с разницей в 3 см. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку, строит башенку и др.). Хо­дит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачи­вается и т. д.). Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев. Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам, т. е. находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую или черную, ложку десертную и игрушечную). В момент сильной заинтересованности называет предметы словами, облегченными (би-би) и правильно произносимыми (машина). Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма). Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия. Перешагивает через препятствия приставным шагом. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 9 месяцев. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на воп­росы взрослого. Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (различает большой, поменьше и маленький предметы) с разницей в 3 см. Воспроизводит неслож­ные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома». Ходит по огра­ниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом. Частично раздева­ется с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку, носки и т.д.).

2 года. Без показа понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребенка. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета. Воспроизводит ряд последовательных сюжетных действий (начало сюжетной игры). Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т. д.).

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ 

2 года — 2 года 6 мес. Говорит многословные предложения (более 3-х слов). Появляются вопросы «где?», «куда?». Подбираются по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый). Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих. Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см.

2 года 6 мес. — 3 года. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «почему?», «когда?». В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый). Появляются элементы ролевой игры. Появляются сложные сюжетные постройки. С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их. Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, шнурки завязываете небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.  Перешагивает через палку или веревку,  горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см.

ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА 

Педиатры выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные отклонения в развитии. Это:

  •  недоношенные дети;
  • дети, которых переносили;
  • дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и т.д.);
  • дети, у которых мамы страдали токсикозом беременности;
  • дети с врожденными пороками развития;
  •  дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму;
  • дети с гемолитической болезнью новорожденного;
  • дети, которых лечили препаратами с ототоксическим действием (антибиотиками аминогликозидного ряда);
  • дети, в чьих семьях высокий риск наследственных заболеваний, связанных с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
  •  дети, перенесшие детские инфекции с тяжелым течением болезни {грипп, паротит, скарлатина, корь и др.);
  • дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации;
  •  дети, получившие при рождении низкие балы по шкале Апгара.

 Неблагополучие, если оно есть,  важно заметить уже в 4-5 месяцев жизни ребенка.

КАК ПОНЯТЬ, СЛЫШИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Важно на первом месяце жизни малыша проверить его слух. Для этого можно восполь­зоваться методом, который был предложен И.В. Калмыковой. Он не требует никакого технического оснащения и доступен в домашних условиях.

 Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или пластмассовая упаковки от лекарства. Три баночки на одну треть заполняются:

1. Первая — нелущенным горохом (сотрясение такой баночки создает звук интенсивностью 70-80 дБ).

2. Вторая — гречкой-ядрицей (сотрясение такой баночки создает звук интенсивностью 50-60 дБ).

3. Третья — манкой (сотрясение такой баночки создает звук интенсивностью 30-40 дБ).

4. Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует менять.

Обследование проводят два человека: один подает сигналы за спиной ребенка, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Ребенок располагается на пеленальном столике или сидит на стульчике на руках. Когда налажен эмоциональный контакт с ребенком, другой взрослый, стоящий позади малы­ша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у него баночка с крупой, а в другой — пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняются местами. Первый взрослый наблюдает за реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п. Реакции ма­лыша при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагиро­вать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: первой должна быть баночка с манкой, затем — с гречкой и только потом — с горохом. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может лока­лизовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять. В том случае, если обследование проводит один человек, он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих ваших рук.

До 4-х месяцев ребенок реагирует и правым, и левым ухом на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание, на звук баночки с манкой ребенок обычно не ре­агирует.

При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев отмечаются реакции на звучание всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он определяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ре­бенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую незнакомую куклу и попросить: «Покажи носик, ушки, ручки…». Сначала эти фразы произносятся голосом, а затем — шепотом; вначале — около ребенка, а потом — в 6 метрах от него.

 Если ребенок до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание баночек с греч­кой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4-х месяцев — не реагирует на звучание хотя бы одной баночки или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то пора к ВРАЧУ-СУРДОЛОГУ. Ведь для вашего малыша важно, чтобы его пробле­му со слухом заметили как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить.

КАК ПОНЯТЬ, ВИДИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Уточнить возможности зрительной функции малыша можно также в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы ребенок был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз ребенка.

Необходимо взять интересную для ребенка игрушку и посмотреть, сосредоточивается ли он на ней, прослеживает ли за ней глазами вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция на сужение зрачка при приближении игрушки на расстоя­ние 15-20 см и расширения зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Следует об­ратить внимание на то, следит ли ребенок за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо и влево, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.

К 4 месяцам ребенок с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширения при его удалении. С 6-месячного возраста можно попытаться выявить, видит ли ребенок мелкие предметы (метод разработан А.А. Невской). Для этого посадите ребенка к себе на колени перед столом, на котором рассыпаны крошки хлеба. Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба — на белом фоне.

 Если ребенок не тянется к ним, а в ситуации бодрство­вания не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. В данном случае необ­ходима дифференциальная диагностика и консультация ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА.

КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РАЗВИТИИ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ?

 Понаблюдайте, может ли ваш ребенок:

  •  к 4 неделям — удерживать голову в положении на животе;
  • к концу 3-го месяца — лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья;
  • к 3-4 месяцам — исчез ли повышенный тонус в мышцах;
  • к 6 месяцам — может ли ребенок свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину;
  • к 7 месяцам -ползает (много, быстро, в разных направлениях);
  • к 8 месяцам — может ли сам садиться, сидеть и ложиться, может сам встать, стоять, опускаться, придерживаясь руками за барьер, переступать, держась за барьер;
  • к 12 месяцам — стоит самостоятельно, делает первые шаги;
  • к 1 году 3 месяцам — может свободно пройти 20 шагов;
  • к 1 году 6 месяцам — может свободно бегать;
  • к 1 году 9 месяцам — может свободно ударить по мячу без поддержки за руки.

При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА.

Есть повод для беспокойства, если: 

!    ваш малыш к 8 месяцам не делает даже слабых попыток ползти, не приподнимается на ручках, не пробует двигаться вперед, а лежит, какие бы вы ему игрушки ни пред­ложили;

!    если кроха остановился на раскачивании на четвереньках и никак не может перейти к следующему этапу — удерживая живот, сделать хотя бы несколько движений вперед (или назад);

!    если ваш малыш после многократных попыток ползти делает это как-то странно: на спине, по-пластунски, боком, совсем не поднимаясь на ручках. 

КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ?

 Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:

  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в 5-8 месяцев ― лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов ле­пета, есть ли в нем разные интонации);
  • в 10 месяцев ― подражание новым слогам, которые слышит ребенок;
  • в 1 год первые слова-обозначения;
  • в 1 год 6 месяцев ― подражает взрослому, произнося простые слова;
  • 2 года ― в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.

Если Вы заметили отставание в речевом развитии, мы советуем вам обратиться к ЛОГОПЕДУ.

КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ?

 Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:

  •  выраженное нарушение тонуса;
  • трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);
  • закрывание ушей и закрепление при этом стереотипов (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);
  • закрывание глаз;
  • сильная реакция на какой-либо предмет, действие;
  • ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);
  • отсутствие исследовательской активности {не изучает предметы, нет вопроса «почему?»);
  • длительное наблюдение за движущимися предметами;
  • ребенок не стремится навстречу, когда к нему наклоняется кто-либо:
  • сверхсерьезность;
  • не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;
  • отсутствует эмоциональное заражение;
  • самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя); отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;
  •  отсутствие подражания;
  • слова не привязывает к ситуации;
  • ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.

Правильно оценить эмоциональные реакции малыша вам помогут ВРАЧ-ПСИХИАТР и ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.

 КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ МАЛЫШ В СОЦИАЛЬНОМ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ?

 Проверьте возможности малыша, используя показатели развития детей первого, второго и третьего годов жизни, приведенные выше. Если Вас настораживают запаздывания в развитии умений вашего малыша, посоветуйтесь с ВОЗРАСТНЫМ ПСИХОЛОГОМ или УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ (специалисты, занимающиеся проблемами в социальном и познавательном развитии ребенка). 

 В нашем городе работает
Государственное учреждение специального образования «Пружанский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
где работают высококвалифицированные специалисты: педагог-психолог, который проконсультирует Вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка; учитель-дефектолог, который будет проводить занятия с Вашим ребенком и покажет Вам, как организовать занятия с ребенком дома; медицинские работники (инструктор по лечебной физкультуре и медицинская сестра по массажу), которые грамотно и квалифицированно окажут Вашему ребенку медицинскую реабилитацию по восстановлению или приобретению необходимых двигательных навыков.

 Многие отклонения в развитии Вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

В любом случае не стоит отчаиваться, Ваш малыш все равно самый лучший, а стать еще лучше можете помочь ему только Вы, любящие родители.

Адрес, по которому Вы можете получить консультацию, пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, посетить занятия, научиться заниматься с Вашим малышом:

Брестская область, г. Пружаны, ул. Урбановича, д. 8

Тел. (факс) 8(01632) 2-18-34

Добавить комментарий