Консультация для специалистов
Подготовила: воспитатель Бармута М.В
Категория педагогов является одной из наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания. Кроме того, большинство педагогов – женщины, поэтому к стрессогенным аспектам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для себя и семьи. В современном обществе повышаются требования к профессиональной деятельности педагогов, которым приходится работать в условиях постоянно меняющегося мира и новых профессиональных и образовательных стандартов. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из актуальных задач современной системы образования.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974. Его переводят на русский язык как «эмоциональное выгорание» [В. В. Бойко] или «профессиональное выгорание» [Бабич О. И., Рогинская Т. И.].
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Влияние организационного фактора чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности педагогов.