Консультация для родителей Тема: «Преодоление заикания у детей дошкольного возраста»

Заикание известно человеку так же давно, как давно существует человеческая речь. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на занятии, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребёнка могут вызвать «срыв» речи – заикание.

Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.

Эффективность логопедических занятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей. Создание эмоционально-положительного контакта с логопедом, последовательное включение родителей в коррекционный процесс, развитие их умений самостоятельно использовать приёмы формирования плавности речи – основные компоненты работы.

Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.

Памятка  родителям заикающихся детей

Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие преодоления заикания.

Рекомендации.

  • Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это  достигается:

— общей спокойной, доброжелательной обстановкой;

— отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;

— последовательностью требований взрослых к ребёнку;

— учётом страхов ребёнка, его тревог.

Родителям не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.

  • Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:

— выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;

— строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся организации дневного и ночного сна;

— ежедневно гулять с ребёнком;

— ежедневно делать физическую зарядку;

— избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);

— ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.

  • Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:

— спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;

— обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);

— совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;

— выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности);

— как можно чаще заниматься пением;

— читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);

— выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);

— усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.

Основные правила красивой речи

  • Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
  • Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.
  • Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
  • Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
  • Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить. При вдохе не поднимай плечи.
  • Говори на выдохе.
  • Воздух в основном расходуй на гласные звуки. Гласные звуки произноси широко и громко, чётко артикулируя их.
  • Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напоминания.
  • В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
  • Короткие предложения, состоящие из 3 – 4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
  • Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3 – 4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
  • Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно за другое.
  • Говори громко, чётко, выразительно.

Эти правила не сложны по формулировкам, но соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания эти правила рекомендуется переписать на лист бумаги, повесить на видное место и выучить.

 

Воспитание заикающегося ребёнка дома

  • Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны,  отдых с эмоциональным перенапряжением,  долгая  разлука с родителями  (особенно с матерью) нежелательны.
  • С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребёнка, но и обращённую к нему речь. Но ребёнок  ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.
  • Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком пойте знакомые  песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.
  • При речевом общении с ребёнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.
  • Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.
  • Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.
  • Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определённые часы.
  • Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.
  • Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всё это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает её. К заикающимся детям нужно относиться ровно и внимательно.
  • При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к Учителю-дефектологу, который занимается с их ребёнком.

Только активное участие родителей в коррекционном процессе, соблюдение норм и правил поведения с заикающимся ребёнком в домашних условиях позволят достичь большей положительной динамики в нормализации  его речи.

         Литература: 

  1. Леонова С.В. Участие семьи в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников // Логопед, 2011 — № 8.
  2. https://www.art-talant.org/publikacii/20597-konsulytaciya-dlya-roditeley-imeyuschih-detey-s-zaikaniem
  3. https://arkhipovaef.ru/sovety-pedagogam-i-roditelyam-pri-zai/

 

Подготовила  учитель-дефектолог      Н.Н.Маркечко

Добавить комментарий