Тема: «Использование игровых упражнений в изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности для формирования представлений о форме предметов у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Подготовила  учитель-дефектолог      Н.Н.Маркечко

Игровые упражнения в изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности для формирования представлений о форме предметов

Вид деятельности: рисование

Тема занятия: «Коврик для бабушки»

Дидактическая цель по формированию элементарных представлений (ФЭМП): формирование умения составлять узоры из геометрических фигур.

Наглядные средства обучения: альбомные листы, гуашь, банка с водой, штампы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), образцы ковриков, украшенных геометрическими фигурами.

Методы достижения цели по ФЭМП: педагог показывает квадратный лист белой бумаги,  предлагает сделать из него коврик и подарить его бабушке на день рождения. Чтобы коврик получился красивый, его надо украсить узорами. Дети рассматривают разные варианты ковриков, называют, какими геометрическими фигурами украшены коврики. Затем каждый ребенок составляет свой узор на ковре, рисует с помощью штампов-фигур.

 

Вид деятельности: аппликация

Тема занятия: «Бусы для подружки»

Дидактическая цель по ФЭМП: формирование умения составлять упорядоченный ряд разных по цвету и одинаковых по величине геометрических фигур с опорой на образец в игровой ситуации.

Наглядные средства обучения: геометрические фигуры круги, квадраты, треугольники красного, зеленого, желтого цвета, ленточки, образцы бус, кисточка, клей.

Методы достижения цели по ФЭМП: педагог предлагает сделать бусы для подружки, у которой скоро праздник. Показывает ленту, на которой разложены фигуры: красный круг – зеленый круг (желтый треугольник – зеленый треугольник, красный квадрат – желтый квадрат). Дети называют геометрические фигуры, их цвет. Педагог предлагает продолжить выкладывать бусы, объяснить свои действия. Затем взрослый сообщает, что бусы рассыпались, их надо собрать снова и наклеить на ленту.

Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью, наклеивают на бумагу.

 

Вид деятельности: лепка

Тема занятия: «Витамины для куклы»

Дидактическая цель по ФЭМП: формирование умения соотносить, различать, сопоставлять объемные и плоские формы (шар – круг).

Наглядные средства обучения: пластилин, доски для лепки, кукла, две баночки для витаминов.

Методы достижения цели по ФЭМП: педагог показывает куклу, сообщает, что кукле необходимо принимать витамины, предлагает слепить для куклы вкусные и полезные витамины. Дети рассматривают витамины (одни по форме похожи на шар, а другие – на круг). Педагог показывает способ лепки витаминов: отщипывает маленький кусочек пластилина, раскатывает круговыми движениями между прямыми ладонями (получается витамин, по форме похожий на шар), расплющивает шар указательным пальцем (получается витамин, по форме похожий на круг). Предлагает детям выполнить такие же действия с пластилином. Затем разложить витамины в баночки: в красную – шарообразной формы, в желтую – круглой формы.

 

Вид деятельности: конструирование

Тема занятия: «Домики для неваляшек»

Дидактическая цель по ФЭМП: формирование умения использовать объемные геометрические фигуры для построек по образцу, закрепление знаний об объемных формах (куб, треугольная призма, параллелепипед).

Наглядные средства обучения: строительный материал – кубы, треугольные призмы, параллелепипеды двух размеров (большие и маленькие), неваляшки (большие и маленькие), ширма.

Методы достижения цели по ФЭМП: в гости к детям пришли неваляшки. Педагог предлагает построить домики для гостей. По подражанию действиям педагога дети строят  из объемных геометрических форм большой домик для большой неваляшки. Затем педагог за ширмой строит маленький домик, показывает постройку детям, предлагает построить такой же домик для маленькой неваляшки (детям, которые затрудняются выполнить задание, помогает проанализировать образец). Дети обыгрывают постройки.

 

Вид деятельности: ручной труд

Тема занятия: «Гусеница из каштанов»

Дидактическая цель по ФЭМП: формирование умения определять форму практическим путем на основе осязательно-двигательного обследования.

Наглядные средства обучения: пластилин, доски для лепки, каштаны, шишки, корзина.

Методы достижения цели по ФЭМП: на ковре рассыпаны шишки и каштаны. Педагог предлагает найти каштаны, попробовать прокатить их, назвать, на какие каштаны по форме, собрать все каштаны в корзинку. Показывает детям гусеницу из каштанов, просить сделать подружек гусенице. Чтобы соединить каштаны, необходимо скатать из пластилина шар (отщипнуть маленький кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями между ладонью и доской). Дети выполняют действия, педагог обращает внимание на форму каштанов и кусочков пластилина.

 

Вид деятельности: хозяйственно-бытовой труд

Тема: «Поручения»

Дидактическая цель по ФЭМП: формирование умения группировать фигуры, одинаковые по цвету и величине.

Наглядные средства обучения: клеенки круглой и квадратной формы, тряпочки.

Методы достижения цели по ФЭМП: взрослый предлагает ребенку помочь подготовить столы к занятию: необходимо разложить клеенки: выбрать все круглые по форме клеенки и положить на столы девочек, выбрать все квадратные по форме клеенки и положить их на столы мальчиков. После окончания занятия протереть тряпочкой клеенки, похожие на квадрат, затем – похожие на круг.

Добавить комментарий