Подготовил воспитатель дошкольной группы №2 Прямкова О.В.
Работа с семьей – это кропотливый труд… Чтобы выстроить общение, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Хочется вспомнить одну притчу.
Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнение он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Так и успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций.
В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями — это знание структуры общения.
Психологи выделяют три cоставляющие общения:
— Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
— Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями — это то, что мы говорим.
— Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.
Российский психолог В.А Петровский выделил четыре этапа взаимодействия с родителями, такие как:
1.Трансляция родителем положительного образа ребёнка: педагог никогда не жалуется на ребёнка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребёнок лучше всех».
2.«Трансляция родителем знаний о ребёнке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребёнка, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности. При этом соблюдается принцип «Ваш ребёнок лучше всех» — каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
3.«Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной информацией от родителей не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать её только для организации позитивного взаимодействия.
4.«Совместное исследование и формирование личности ребёнка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей, при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Источники:
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000. — 224с.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С.37-43.
- https://vospitatel.online/82713-konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-na-temu-oshibki-pri-obshchenii-pedagoga-s-roditelyami-zakonnymi-predstavitelyami-detey