В последнее время особое внимание в работе дефектологов уделяется такому направлению, как кинезиология. Кинезиология. — наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое — отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. К упражнениям для развития межполушарного взаимодействия относятся перекрестные (реципрокные) упражнения.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».
У детей дошкольного возраста кинезиология улучшает развитие многих психических процессов, нервной системы и конечно же речь ребенка. Все кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.
При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Через выполнение перекрёстных движений, улучшается у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.