В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи:
- М.М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку»;
- Л.Я. Олиференко: «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления:психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)».
Исходя из вышесказанных терминов, можно сделать вывод, что неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности, семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания. Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию.
Таким образом, семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются со своими детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
Как известно, основными функциями семьи являются: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая и многие другие. Невыполнение хотя бы одной из них дает основание считать, что имеет место отклонение от нормы, проблема функционирования семьи. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций и угрожает жизни и здоровью детей.
Потребность иметь семью, отца и мать — одна из главных потребностей ребенка. Вместе с тем, ситуация усугубляется, если у ребенка есть родители, но они забыли об этом, не уделяют ему внимания, не заботятся о нем, зачастую ведут аморальный образ жизни. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. · Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию. · Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
Литература:
- Буянов, М.М. «Ребенок из неблагополучной семьи»;
- Олиференко, Л.Я. «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска»;
- Пономоренко Н.В. «Реабилитация неблагополучных семей как профилактика социального сиротства».