Дорогие друзья!
Напоминаем вам, что по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН 2 апреля – Всемирный день информирования о проблеме аутизма.
Сегодня мы используем этот повод, чтобы рассказать о мифах об аутизме детей и взрослых
Мифы об аутизме. Существует большое количество мифов об аутизме. Приведем лишь некоторые.
Миф первый: Дети с аутизмом не прогрессируют в развитии.
Этот тезис неоднократно опровергнут специалистами и волонтерами, работающими с особыми детьми. Дети с аутизмом и расстройствами аутистического спектра учатся в школах, демонстрируют серьезные успехи в науке и искусстве. Одна из самых известных в России девушек — аутисток, Соня Шаталова, в последние 10 лет пишет потрясающе проникновенные стихи, публикуется в различных сборниках. Как отмечает в своей книге «Нестрашный мир» Мария Беркович, волонтер петербургской благотворительной организации «Перспективы», «необучаемый ребёнок — это ребёнок, которого не обучают, только и всего».
Миф второй: Все аутисты — умственно отсталые.
«У большинства сохранен интеллект, — говорит психолог-педагог Наталья Клыкова. — Более того, очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Наша задача — как психологов — увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить».
Миф третий: Аутизм можно «перерасти» и это пройдет.
Не пройдет. Сложности в коммуникации, скорее всего, сохранятся до конца жизни. Человеку, который чувствует мир по-другому, очень сложно понять, как СЛЕДУЕТ себя в нем чувствовать на основании опыта большинства. Однако специальные занятия и терапия помогут адаптировать ребенка к жизни в социуме.
Миф четвертый: Аутисты серьезно страдают от своего заболевания.
«Мне кажется не вполне корректным говорить о том, что кто-то болеет, страдает аутизмом», — считает психолог Центра лечебной педагогики (Москва) Елена Моржина. «Аутизм — это нарушение развития, особое развитие, а не болезнь. Аутист может страдать не «от аутизма», а от того, что мир к нему не приспособлен, окружающие его не понимают и не знают, как помочь».
Миф пятый: Аутисты руководствуются иными морально-этическими нормами.
«Неверно, — говорит Наталья Клыкова. — У таких людей их просто нет. Норма — это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее — то о каких нормах и правилах можно говорить?» При этом недопустимо считать, что они не способны любить и испытывать нравственные страдания.
Миф шестой: Аутиста видно сразу по неадекватному поведению.
Нет. Если в раннем возрасте, как любой обычный ребенок, аутист не всегда может «держать себя в руках», то с возрастом выделить «инаковость» аутиста сложнее. Как говорит об одном из своих учеников преподаватель школы подмосковного Пушкино Юлия Любецкая, «он выглядит как вполне обычный молодой человек, ведет себя адекватно, аккуратный, образованный».
Рекомендации родителям
Первое, что делают родители, детям которых поставили диагноз «расстройство аутистического спектра», — впадают в панику. Затем начинают хаотичные поиски специалистов, центров, школ. Эксперты советуют изучать литературу, которую сейчас можно найти и в Беларуси, найти родительские сообщества, которые действуют по всей земле, общаться с другими семьями, где растут дети-аутисты для обмена опытом.
«Если вашим детям выставили диагноз «аутизм» — я прошу вас — не паникуйте! Не мучайте себя вопросами «за что» и «почему»! Первым делом постарайтесь тщательно обследовать ребёнка — не только психолого-педагогически и неврологически, но и биохимически, генетически. Если в вашей местности такое обследование невозможно, требуйте направление в крупные города, где есть необходимые центры. Есть заболевания, внешне очень похожие на аутизм, но имеющие совершенно другую природу, и далеко не все районные психиатры умеют эти заболевания различать. Возможно, что диагноз «аутизм » в результате просто не подтвердится. Ну а если это окажется всё-таки аутизм, то, опять же, не паникуйте.»