Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
Памятка для родителей
Дефицит внимания ребенка может проявляться крайней отвлекаемостью, неспособностью длительно фокусировать внимание на чем-то одном, особенно не очень интересном, несобранностью, «витанием в облаках». Родителям приходится несколько раз повторять одно и тоже, а ребенок так и не слышит…
Повышенная двигательная активность выражается в том, что такому ребенку трудно усидеть на месте, он все время находится в движении, как будто бы к нему приделан моторчик, стремится куда-то, часто без всякого страха и «нулевым» инстинктом сохранения…
Импульсивность проявляется крайней нетерпеливостью, ребенок постоянно вмешивается в разговор, игру других детей, говорит без умолку, не может сидеть и играть тихо, не способен стоять в очередях…
К врачам стоит обращаться тогда, когда педагоги и родители не справляются сами с этой проблемой. Не стоит обращаться слишком рано: в возрасте 2-3 лет это может быть вариантом нормального развития. Средний возраст обращения за медицинской помощью — 5-6 лет. Именно в этом возрасте особенно важно обратиться к врачам- специалистам для того, чтобы уточнить степень выраженности проблем и возможно пойти в школу чуть позже, после 7 лет.
Проблемное поведение детей с СДВГ обусловлено функциональной незрелостью/недостаточностью определенных зон мозга. Они умные, но не могут сдерживать ответные реакции на внешние и внутренние стимулы: отвлекаются на посторонние предметы, если неинтересно, могут встать и ходить по классу, ведут себя «как клоуны», могут импульсивно ударить без учета последствий и чаще в ситуации провокации других детей.
Время работает на таких детей и в 30-40% случаев с возрастом эти проблемы проходят. Однако становятся взрослыми они намного позже: не в 21 год, а в 27 лет… Важно не рассчитывать на их сознание, что ребенок сам поймет «что хорошо и что плохо», надо КОНТРОЛИРОВАТЬ их поведение и ФОРМИРОВАТЬ ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ… ПОСТОЯННО. Есть такое выражение: «У бурной реки должны быть хорошие берега…» С этими детьми особенно важно заниматься: отдавать в спортивные секции, творческие студии.
Поведение детей с СДВГ и эффективность их обучения часто определяются «энергетическим» состоянием ребенка: в ситуациях, когда ребенок устал, он становится более не управляемым. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался и достаточное время бывал на свежем воздухе. Общение с компьютером в этом случае должно быть сведено к минимуму.
Дети с СДВГ имеют «качели настроения». Им часто бывает «скучно», они особенно нуждаются в новых впечатлениях и не умеют «откладывать удовольствия на потом»… Важно это понимать и использовать в воспитании и обучении различные приемы поощрения, причем незамедлительные.
Их надо хвалить чаще, чем ругать… особенно родителям.
С ними тяжело… Такие дети нетерпеливы и избегают ситуаций напряжения: им проще отказаться, чем начинать что-то делать. Они «врожденные оппозиционеры»: у них всегда сначала «нет»… Они умеют добиваться своего. Отстаивая свои позиции, они способны потерять контроль над своими эмоциями, и тогда необходим «тайм-аут» — время, чтобы успокоится (две минуты х возраст ребенка) и только затем следует продолжить разговор. Противоречивое и непоследовательное воспитание, равно как побуждение сделать за ребенка, чем добиться от него, могут усиливать оппозиционное поведение.
Детей с СДВГ не очень любят окружающие. Да, у них есть проблемы. Но самое страшное, когда ребенка начинают обвинять там, где он не виноват. Когда ребенок начинает верить, что он «плохой» и перестает стараться…
ПОМОГИТЕ своему ребенку, ПРИМИТЕ его таким, какой он есть, СОХРАНИТЕ ВЕРУ в него… Они добрые, отзывчивые, очень творческие, у них в жизни будет много поступков…
По материалам доцента кафедры психиатрии мед. психологии БГМУ
к.м.н. Емельянцева Татьяна Александровна