Песочная терапия в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями

В одном мгновении  видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк

Одним из методов работы с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями является арттерапия, в состав которой входит песочная терапия. Арттерапия –это  метод  воздействия  посредством  художественного творчества. Является средством преимущественно невербального общения, в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции.  Терапевтический  эффект  игры  с  песком  впервые  был  замечен   швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Перенос традиционных  заданий в песочницу дает дополнительный  эффект.  С  одной  стороны, существенно  повышается мотивация  ребенка  к  занятиям.  С  другой  стороны,  более  интенсивно  и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок  обладает  замечательным  свойством  «заземлять»  негативную психическую энергию, то в процессе образовательной и воспитательной  работы происходит и гармонизация  психоэмоционального  состояния  ребенка.

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляется познание окружающего мира.

Интересное направление песочной терапии —  использование и применение кинетического песка.  Кинетический песок – инновационный сенсорный материал.
Для детей с тяжёлыми множественными нарушениями характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, неадекватной реакции на обычные раздражители окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.

Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория). Нередко, эта возбудимость сопровождается страхами.
Занятия с кинетическим песком в различных  игровых формах расслабляют и уравновешивают ребенка, регулируют уровень эмоциональной лабильности, переключают его внимание.

У ребенка вырабатывается усидчивость, он сосредотачивается на определенном виде деятельности. Приятный на ощупь песок положительно влияет на фон настроения ребенка как перевозбужденного, так и находящегося в дисфоричном состоянии.

Литература:

-Поликарпова И.В., Приходько Н.И. Песочная терапия  как средство коррекции эмоциональной сферы детей – сирот с ограниченными  возможностями  здоровья. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.-2011(№7).
-Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии  эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб., 2011.
-М.Зейц. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. М., 2010.
-Зинкевич – Евстегнеева Т.Д.  Практикум по песочной терапии. СПб.,  2002.
-МешавкинаТ.Ф. Использование песочной терапии  в работе с дошкольниками. Екатеринбург, 2003.

Подготовила  воспитатель спецкласса  Наталья Александровна Таразевич

Добавить комментарий