Рекомендации педагогам по воспитанию детей с гиперактивностью

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка– не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его. 

Рекомендации педагогам:

–  ознакомьтесь с информацией о гиперактивности, обратите вни­мание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе, саду.

— старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивиду­ально,  оптимальное место в группе, классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду;

— не  забывайте  включать в занятие, урок физкультмину­тки;

— разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце помещения или выходить в коридор;

— предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения.  Выполняя задание, гиперактивные дети часто не пони­мают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ре­бенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно ор­ганизовать работу.

— направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради, навести порядок и т.д.

— спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.

— избегайте завышенных или заниженных требований к воспитаннику;

— давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка;

—  большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;

— не давайте сложных, многоуровневых  инструкций, этот ребенок способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.

— для улучшения организации учебной деятельности ребенка ис­пользуйте простые средства — планы занятий в виде пикто­грамм, списки, графики, часы со звонком.

— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны по некоторым областям знаний;

— научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных;

—когда ребенок отвлекся, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.

— старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять по­зитивные;

— если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.

— старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.

— обучайте необходимым социальным нормам и навы­кам общения;

— регулируйте его взаимоотношения со сверстниками;

— объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

— объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­го отношения.

— придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняй­тесь хвалить ребенка. Дети с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

Помните о том, что гиперактивность  может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 Консультация подготовлена
воспитателем дошкольной специальной группы Прямковой О.В.

Список литературы.

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. М., 2001.
  2. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
  3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007.
  4. Монина Г. Б., Чутко Л. С. Повышение учебной мотивации у детей с СДВГ. СПб., 2009.
  5. Ситко А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2007.
  6. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью. М., 1997.
  7. Чутко Л. С. Важно помочь ребёнку ощутить себя успешным. СПб., 2009.

Добавить комментарий