Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка– не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.
Рекомендации педагогам:
– ознакомьтесь с информацией о гиперактивности, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе, саду.
— старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, оптимальное место в группе, классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
— не забывайте включать в занятие, урок физкультминутки;
— разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце помещения или выходить в коридор;
— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради, навести порядок и т.д.
— спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
— избегайте завышенных или заниженных требований к воспитаннику;
— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
— не давайте сложных, многоуровневых инструкций, этот ребенок способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
— для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны по некоторым областям знаний;
— научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
—когда ребенок отвлекся, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
— старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
— если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
— старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.
— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
— регулируйте его взаимоотношения со сверстниками;
— объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
— объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
— придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.
Помните о том, что гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Консультация подготовлена
воспитателем дошкольной специальной группы Прямковой О.В.
Список литературы.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. М., 2001.
- Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
- Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007.
- Монина Г. Б., Чутко Л. С. Повышение учебной мотивации у детей с СДВГ. СПб., 2009.
- Ситко А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2007.
- Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью. М., 1997.
- Чутко Л. С. Важно помочь ребёнку ощутить себя успешным. СПб., 2009.