Пути повышения профессионализма педагогов ГУСО «Пружанский районный ЦКРОиР»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Из опыта работы   заместитель директора Наталья Владимировна Толстуха

  • Если вы считаете, что повышение качества образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов – кивните головой.
  • Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном образовательном учреждении не возможно повысить без использования активных технологий – поднимите правую руку!
  • Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов просто необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения коллег скажите громко “Да!”.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства педагога является специально организованная система методической работы, преимущество которой видится мне в целенаправленном и планомерном включении педагогов центра в активную деятельность и участие в жизни нашего учреждения.
Организуя методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов учитываются основные принципы, такие как:
– соответствие содержания работы основным тенденциям обновления содержания образования на современном этапе развития;
– целостность процесса методической работы, взаимосвязь теоретической подготовки и возможности применения полученных знаний в практической деятельности;
– сочетание использования потенциала группового обучения с индивидуальным;
– осознание и оценка в процессе обучения собственного опыта, организация деятельности педагогов с учетом конкретных, важных для них практических проблем;
– ориентация работы по формированию потребности в профессиональном совершенствовании.

В нашем Центре сложилась своя система работы с педагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности, которая способствует освоению педагогами новых технологий, формированию индивидуального и творческого стиля работы. Работа, проводимая нами, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационную категорию, создает условия для высокой культуры сотрудничества.

Практически во все мероприятия включаются интерактивные мотодики, при этом соблюдаются принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий:

  • Повышение эффективности занятий, интереса педагогов;
  • развитие и совершенствование у педагогов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов;
  • развитие и совершенствование аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить;
  • умение делать обоснованные выводы;
  • умение решить проблемы и разрешить конфликты;
  • умение принимать решение и нести ответственность за них;
  • развитие и совершенствование навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свою деятельность).

Для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности педагогов нами используются следующие формы методической работы:

1. Интерактивные семинары и круглые столы
Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Данная форма работы является обычной в рамках предметных недель. Каждый такой семинар или круглый стол раскрывает сущность образовательной области и предполагает активное участие всех присутствующих.
Кроме этого семинары проводятся для решения возникающих проблемных вопросов или для предупреждения ошибок в деятельности педагогов Центра.
Так в прошлом учебном году среди педагогов было проведено тестирование «Нормативная граммотность». Результаты данной работы предопределили проведение в текущем году обучающего семинара с аналогичным названием.
 План проведения круглого стола «Значимость адаптивной физкультуры в обучении и воспитании детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
МЕТОД «КОМПЛИМЕНТ»
Участники садятся в круг. Каждый участник поочередно делает комплимент-пожелание (связанное со здоровьем, физкультурой) своему соседу справа.

  1. Роль и место адаптивной физкультуры в реабилитации и социальной интеграции детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Толстуха Н.В.)
  • ГРУППОВАЯ РАБОТА по определению понятия «Адаптивная физкультура». Каждая команда тезисно определяет понятия физическая культура и адаптивная физическая культура
  • МЕТОД «АЛФАВИТ» (место АФК в социализации и реабилитации)
  1. Формирование интереса к двигательной активности у детей с ТМНР. Используемые приемы (специалисты)
  • МЕТОД «ИНТЕРВЬЮ»
  • Какую форму деятельности, используемую для двигательного развития детей с ТМНР, вы считаете наиболее эффективной?
  • Какие меры можно принять для улучшения качества жизни детей с ТМНР средствами адаптивной физкультуры?
  1. Адаптивная физкультура для детей с ДЦП (Чередниченко Н.В.)
  2. Практические физические упражнения, которые можно использовать для проведения динамических пауз. (Инструктор ЛФК Гуменяк С.Н.)
  3. Упражнения для коррекции и развития сенсорных систем организма (Шевченко Т.Ф.)

ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАСТНИКАМИ ПРЕДДЛОЖЕННЫХ ЗАДАНИЙ

  1. Упражнения для коррекции психических процессов (Валюшко Р.Н.)

РЕФЛЕКСИЯ. МЕТОД «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

«Заседание круглого стола заставило меня задуматься о …»

МЕТОД «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

Круглый стол со специалистами
«Трудовое воспитание детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в процессе хозяйственно-бытового труда»

  1. Метод «Аллитерация имени». На первую букву своего имени участники называют свою характеристику, связанную с трудом.
  2. Формирование хозяйственно-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития дошкольного возраста (воспитатель дошкольной спецгруппы Прямкова О.В.)
  3. Трудовое воспитание детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в процессе хозяйственно-бытового труда (учитель спецкласса Гончарова А.П.)
  4. Задание. Собрать пословицы о труде из частей.
  5. Формирование хозяйственно-бытовых навыков у детей школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития, как основа их социализации (воспитатель спецкласса Чередниченко Н.В.)
  6. Организация уроков хозяйственно-бытового труда и общие методические указания к их проведению (замдиректора Толстуха Н.В.)
  7. Работа в группах. Разработать перечень оборудования и практические упражнения по предложенным темам: уборка жилища, уход за одеждой, приготовление пищи.

2. Активные педсоветы
В Пружанском ЦКРОиР практикуются педсоветы, проводимые в нетрадиционной форме. Интерактивные методы, включаемые в педсовет, позволяют выработать более значимую и практическую позицию по конкретному вопросу.

Педсовет
Формирование коммуникативного поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

  1. Приветствие с использованием мимики, жестов.
  2. Альтернативные средства общения в коррекционной педагогике
  3. Деловая игра «Защита альтернативных средств общения» (3 команды: коммуникативный альбом, леб-система, жестовая речь)
  4. Развитие навыков общения в раннем возрасте.
  5. Кроссворд
  6. Особенности работы воспитателя по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
  7. Упражнения для совершенствования невербальных способов общения (участники вытягивают карточку с упражнением и выполняют его)
  8. Способы включения в коммуникацию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на различных уроках
  9. Рефлексивное дерево. На листиках разного цвета специалисты записывают выводы по результатам педсовета.

3. Предметные недели

Данный вид методической деятельности проводится 3-4 раза в год в соответствии с перспективным планом контроля за преподаванием предметов.
Предметные недели включают в себя такие мероприятия, как выставки методической и учебной литературы, открытые уроки и занятия, консультации для родителей и педагогов, семинары или круглые столы, воспитательные мероприятия. Проведение предметных недель позволяет проследить результативность   преподавания предметов и акцентировать внимание педагогов на особенностях преподавания того или иного предмета.

4. Методические объединения
В текущем году педагоги Центра участвуют во внутрицентровских методических объединениях:

  • МО учителей и учителей-дефектологов
  • МО воспитателей специальных и интегрированных групп
  • Творческая группа

Кроме этого специалисты активно привлекаются к участию в районных методических объединениях. Данная форма работы позволяет педагогам актуализировать знания по специальной педагогике, выработать практические рекомендации для педагогов района.
5.  Конкурсы
Конкурс педагогического мастерства – это соревнование в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном. Особая роль конкурсных программ состоит в том, что они направлены на формирование и  развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов. Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности.
Конкурс является для педагогов не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.
Конкурс профессионального мастерства является сильным источником стимулирования мотивации для саморазвития и профессионального роста учителя.

Среди наших педагогов проводились следующие конкурсы:

  • Лучший воспитатель Центра
  • Лучший кабинет специалистов Центра
  • Лучшая команда Центра
  • Лучший родительский уголок
  • Лучший сказочный уголок
  • Лучший зеленый уголок

6. Изучение опыта педагогов
Данная форма методической работы является эффективным способом внедрения современных методик в образовательный и коррекционный процесс.
7. Самообразование специалистов
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. У каждого педагога центра создана папка профессионального саморазвития. Помимо плана работы над темой самообразования, в этой папке собираются анализ литературных источников, заметки о ходе совещаний, педсоветов, посещенных уроках коллег.
8. Творческое саморазвитие

  • Активное участие всех специалистов в жизни центра
  • Воспитательные мероприятия
  • Интегрированный фестиваль

Список использованных источников:

  1. А.А.Глинский Актуальные вопросы современного школоведения. Повышение профессиональной компетентности педагогов через самообразование, http://kirovsk.edu.by
  2. Боброва С.Г. Программа повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, http://nsportal.ru
  3. Кашелев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашелев – Минск.: Белорусский верасень, 2005г
  4. Квашнина Н.В. Пути и методы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду, http://festival.1september.ru
  5.  Л. В. Байбородова, М. И. Рожков Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов сельской школы, http://nsportal.ru
  6. Материалы сайта superinf.ru

презентация Пути повышения профессионализма педагогов Пружанского ЦКРОиР

 

Добавить комментарий