Особенности подготовки детей с синдромом Дауна к письму

Навыки письма рассматриваются в двух отношениях – с точки зрения речевой деятельности и с точки зрения двигательных навыков (мелкой моторики), т.е., в отношении знаний, что писать (рисовать), и в отношении умения писать на бумаге (моторные навыки).

Программа занятий по подготовки ребенка с синдромом Дауна к письму должна обязательно включать в себя следующие основные моменты:
– перерисовать круг, крест, овал;
– нарисовать лицо, квадрат, человека;
– перерисовать треугольник, буквы;
– рисовать, не заходя за две ограничительные линии;
– обвести линии, круг, слова;
– перерисовать слова;
– рисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же»);
– ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);
– ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т.е., в углах квадрата);
– ребенок соединяет четыре точки, образующие квадрат (поставить 4 точки на бумаге и затем соединив эти точки, нарисовать квадрат, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).

Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании.

В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно. В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной. Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» – при том условии, что ребенок обводит очертания точно по шаблону.

Литература:

  1. Забрамная, С. Д. Изучаем обучая [Текст] : рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С. Д. Забрамная Т. Н. Исаева. – М. : Институт общегуманитарных исследований ; В. Секачев, 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку [Текст] : книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. – 2-е изд. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 1999.
  4. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] : методическое пособие / А. Р. Маллер. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2002.
  6. Медведева, Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. 2-е издание. [Текст]: пособие для родителей / Т. П. Медведева. – М. : Монолит, 2010. – 80 с. – (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития).
  7. Медведева, Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия [Текст] : методическое пособие / Т. П. Медведева, И. А. Панфилова, Е. В. Поле. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.
  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 2001.
    Подготовила учитель спецкласса Н.Н. Пульковская

 

Добавить комментарий