Использование дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия осуществляется в двух направлениях: восприятие неречевых и речевых звуков. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. У детей с отклонениями в развитии нет интереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фонематического слуха. Зачастую проблемные дети плохо различают слова на слух.

Свойства звуков нельзя, в отличие от других сенсорных эталонов, представить в виде предметов, с которыми выполняются различные манипуляции — перемещения, прикладывания и др. Отношения звуков развертываются не в пространстве, а во времени, что затрудняет их выделение и сравнение. На первом этапе ребенку для различения неречевых звуков требуется зрительная или зрительно-двигательная, или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами.  Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ.
Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с особенностями развития.

Работа по формированию фонематического слуха с детьми начинается со специальных игр и упражнений, развивающих способность узнавать и различать неречевые звуки.
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идёт звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять своё местонахождение, направление движения. Музыкальные звуки способствуют развитию эмоциональной сферы ребёнка, влияют на его эстетическое воспитание.
Можно предложить такие игры, как: «Что гудит», «Что шуршит», «На чём играл зайка», «Где позвонили», «Шумящие коробочки», «Поймай меня», «Звени, колокольчик» и другие, которые научат прислушиваться к неречевым звукам, развивают слуховое внимание и память, слухозрительное восприятие, сообразительность, умение действовать по звуковому сигналу.

Развитие речевого слуха у детей с нарушениями развития происходит с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих, и на развитии собственной речи.

При развитии речевого слуха работа также проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому восприятию.

Так, в играх «Кто за дверью», «Кто как кричит», «Кто тебя позвал», «Кто в домике живёт», «Поезд», дети учатся прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, определять слова близкие по звучанию, различать голоса знакомых людей, учатся звукоподражанию и так далее.
При коррекции сенсорной базы (чувственной основы) речи, к которой относятся слуховое внимание, речевой слух и речевая моторика, нужно соблюдать определённую последовательность в упражнениях со звуками.

Сначала это будут:

— звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
— звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и ворковании голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др.;
— звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон стекла, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы;
— транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение теплохода и самолета и др.;
— звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
— звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, дудочка, металлофон, гармошка, и др.

В качестве эффективной формы обучения будет применение аудиозаписей звуков природы, голосов птиц и животных, различных шумов, музыки для релаксации, записи голосов родственников ребёнка, героев мультфильмов и т.п., которые можно использовать и при самостоятельной деятельности детей.

Подготовил учитель спецкласса
Елена Ивановна Лухверчик

Источники:

  1. Лукина Н.А., Никкинен И.И.  Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). — СПб.: «Паритет», 2003. -112с. — (Серия «Рождаюсь.  Расту.  Развиваюсь»).
  2. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/Е.А. Стребелева, — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. -256 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

 

Добавить комментарий