ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

 

Психолог Л.С. Выготский  подчеркивал, что особенности  личности особенного ребенка во многом определяется его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызывать ЗПР, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов является составной частью любого коррекционного процесса.

Педагогам и родителям важно знать основы коррекционного воспитания и успешно его использовать в учебно-воспитательном процессе. Коррекционное воспитание —   преодоление имеющихся отклонений в развитии и предупреждения возможных нарушений поведения и трудностей обучения. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребенком в процессе его воспитания и обучения.

Следует помнить, что многие дети с ограниченными возможностями нуждаются в индивидуальном разработанном режиме, и они быстро устают от любых видов деятельности, поэтому нуждаются в специальных паузах.

Главной задачей специалистов при взаимодействии с семьей ребенка является на только выдача рекомендации по лечению и воспитанию ребенка, но и создания таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному возникающих проблем.

Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты свои обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка.

Родители и специалисты в процессе воспитания особого ребенка ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка.  При воспитании ребенка необходимо учитывать особенности его поведения в кризисные периоды. Так, к 3 годам, речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. В этом возрасте ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я» (возможность выделять себя из окружающего мира). В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки родителей относится к нему, как к малышу, вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируется упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся  правилом.

Особенности поведения в этот период развития во многом зависит от отношения к нему взрослого. Упрямство и негативная форма поведения направлены в первую очередь против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком. Такие этапы рассматриваются как кризисы.

В возрасте 3-4 лет у ребенка развивают внимание, память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, формируют навыки общения и расширяют круг общения, формируют навыки самообслуживания и т.д. Родители ребенка в возрасте 5-6 лет совместно со специалистами готовят ребенка к школе, организуют режим дня.

Помощь в воспитании и обучении родители получают у специалистов, ведущих ребенка. Каждому ребенку, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи, моторики, поведения, необходимо помочь найти адекватные способы общения  с взрослыми путем  игривого контакта.

Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться со специалистами, чему учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояние интеллекта, моторики, уровня речевого развития.

 

Для того чтобы помочь ребенку следует:

1.       Предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности.

2.       Начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха.

3.       Сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими.

4.       Оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке.

5.       Привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков.

6.       Помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут проследить динамику достижений.

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ СДЕЛАТЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТЫМ:

 

1.       Вначале ребенку объясняют, что он должен делать

2.       Затем при необходимости оказать помощь

3.       Создать ситуацию успеха (поощрение за выполненное задание

 

 

 

 

Консультацию подготовила педагог-психолог Ушкарь Марина Валерьевна

Добавить комментарий