«Влияние семейного микроклимата на психическое здоровье ребенка».

 

«Влияние семейного микроклимата на психическое здоровье ребенка».

 

Все мы слышали расхожую фразу «семья – ячейка общества».

Семья – та исходная точка, начиная путь с которой человеческий инвидум становится личностью, то есть социализируется. И это не пустые слова. Ведь с первых дней жизни ребенка сначала мать, а затем и вся семья в целом играет для него важную роль. Именно в семье ребенок растет, развивается, усваивает первые социальные нормы и ценности. Он учится выстраивать свои взаимоотношения с окружающим его миром через мать и отца. Хорошо, когда такие взаимоотношения строятся на позитивной основе, когда в семье царит атмосфера доверительности, открытости, эмоциональной близости. В такой семье ребенок чувствует родительскую заботу и любовь. Тогда у ребенка формируется доброжелательное отношение к другим людям и к окружающему миру.

Если же ребенок чувствует себя одиноким, покинутым и никому не нужным в семье, то он растет неуверенным в себе, озлобленным, агрессивным, либо наоборот, пассивным, безынициативным, мнительно тревожным. У такого ребенка формируется низкая самооценка, повышенная тревожность, обидчивость, мнительность, необоснованное чувство вины. Все это негативно отразится на его психическом здоровье, на его эмоционально-волевой сфере психики. Такой ребенок становится трудновоспитуемым, неуравновешенным, у него могут часто проявляться невротические состояния. Это серьезный повод для обращения к специалисту. Если эти проблемы оставить без внимания, то они повлияют в будущем на взрослую личность.

Плохо, когда в семье доминирует авторитарный или попустительский стиль воспитания. Авторитарный нежелателен тем, что проявляется в жесткости в отношении к ребенку. Родители общаются с ребенком в виде инструкций и распоряжений, не терпящих никаких возражений. Мнение ребенка в расчет не берется. Такой ребенок растет в атмосфере страха, тревоги и чувства вины. Он не самостоятелен.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители вообще не обращают никакого внимания на ребенка. Ребенок предоставлен сам себе, и неизвестно, как он проводит время и чем занимается.

С точки зрения педагогики, самый оптимальный стиль – это демократический, когда с ребенком обсуждаются все его проблемы, учитывается мнение ребенка, он участвует во всех делах семьи, к нему предъявляются доступные для него требования в виде просьб и пожеланий. Ребенок чувствует уважительное к себе отношение.

Родителям зачастую трудно выстроить правильные взаимоотношения со своим ребенком. Но ваше доброе отношение ребенок скоро почувствует и оценит.

Не надо думать, что психическое здоровье ребенка зависит только от отношения к нему одного либо обоих родителей. На психику ребенка также влияют и взаимоотношения между самими супругами, ведь дети тонко чувствуют эмоциональный дискомфорт и напряженность  в родительских отношениях. На развитие взаимоотношений между супругами влияют различные факторы: начиная от неоправданных ожиданий супругов относительно друг друга до и после заключения брака и заканчивая неудовлетворенностью браком в целом. В любом случае родителям необходимо стремиться к тому, чтобы их межличностные проблемы не переносились на взаимоотношения с детьми.В сложных ситуациях родителям рекомендуется проконсультироваться у психолога.

 

Добавить комментарий