«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но и пропитать этой игрой всю его жизнь».
А. Макаренко.
Сюжетно – ролевая игра воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В этих играх ребенок перевоплощается в различные персонажи, роли, действует в воображаемой ситуации, оперирует множествам разнообразных игрушек и заместителей. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание детей различных сфер человеческой деятельности, осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом.
Вначале детям предлагают роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни. При этом важно, чтобы дошкольники в ходе обучения не только поняли, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни. Формирование игровой деятельности должно проходить в тесной связи с расширением представлений у них о явлениях социальной жизни. На этом этапе занятия направлены на накопление, обобщение и закрепление полученного социального и эмоционального опыта, с нравственными нормами и человеческими чувствами.
Особое место в руководстве взрослым игрой дошкольников отводится формированию навыков игрового поведения. Необходимо учить их обмениваться игрушками, играть рядом, воспитывать в них доброжелательность и уступчивость. Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки – куклы. Кукла – это заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла это не только дочь или сынок для школьника, это партнер по общению в игре. Поэтому важно сформировать у дошкольников эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать ее как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать в кроватку, прогулке в коляске. После проведения каждой игры необходимо провести с ребенком беседу, предлагая ответить на ряд вопросов. Во что они играли? Кто кем был? Что делал? и т.д. такое подведение итогов дает возможность детям закрепить свое поведение в коллективной деятельности со сверстниками.
В процессе игры у детей формируется произвольность психических процессов: произвольные внимание и память. Игровая ситуация и действия в ней активизируют умственную деятельность воспитанников. В игре дети учатся действовать с предметами – заместителями, они дают им новое игровое название, учатся адекватно действовать в воображаемой ситуации. Постепенно игровые действия сокращаются, дошкольники учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Следовательно, игра в большой мере способствует постепенному переходу дошкольника к мышлению в плане представлений. Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап – этап умственных действий с опорой на речь.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Подготовил воспитатель дошкольной специальной группы Козорез С.В.
Использованная литература:
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»
www.asabliva.by